Описание
Мои приятели считали, что опера — это наиболее дорогостоящий шум. С этим мнением, конечно, мало кто согласится. Однако оперу, как и вообще музыку, любят не все, а если любят, то разную и по-разному.
Эмоциональная реакция на музыку имеет две стороны: безусловно- и условнорефлекторную. Первая определяется законами акустики и физиологией слухового аппарата. Некоторые сочетания звуков воспринимаются как неблагозвучные, ощущения их неприятные — это диссонансы. Другие сочетания звуков благозвучны. Сыграйте или попросите кого-нибудь громко сыграть на рояле два сочетания звуков, изображенных на рисунке, и вы убедитесь, что одно из них неприятно, а другое приятно для слуха.
Условнорефлекторное влияние музыки определяется различным музыкальным воспитанием. У каждого, например, есть любимые мелодии, с которыми связаны определенные приятные воспоминания. Зная условия, в которых создавалось музыкальное произведение и как его понимал сам композитор, мы полнее, глубже и с большим интересом воспринимаем его. Иными словами, восприятию музыки мы учимся в процессе музыкального воспитания. «…Только музыка пробуждает музыкальные чувства человека», — говорил Маркс.
Мой приятель, так непочтительно отзывающийся об опере, просто не был музыкально воспитанным.
Но немалую роль в положительной эмоциональной реакции человека на музыку может играть и суррогат музыкального воспитания — подражание. «Всем моим подругам, с мнением которых я считаюсь, нравится эта новая пластинка. Ах, какая она прелесть!» — так не только говорят, но и чувствуют те, кому мода заменяет собственный вкус.